Наше опитування
Хто дурак

10 кві 11:32Суспільство

Стало небо судьбой

Ко Дню работников ракетно-космической отрасли Украины.

Летчик-испытатель полковник Владимир Добровольский.

Тот летний вечер 1967-го мог круто изменить его судьбу. За столом у первого космонавта Земли Юрия Гагарина сидели его звездные побратимы — Павел Попович, Алексей Леонов, Георгий Береговой и гость хозяина Владимир Добровольский. Последнего с Гагариным связывали крепкая мужская дружба, проверенная временем, добрые человеческие отношения, любовь к общей профессии.

Летчик-космонавт Алексей Леонов (слева) и Владимир Добровольский.

Открытость и искренность в общении Юрия Алексеевича подкупала многих. Каждый раз, когда Добровольский по работе прилетал в Чкаловское, за ним непременно заезжал Гагарин и забирал к себе в Звездный, где они могли вдоволь наговориться, обсудить летные и просто житейские проблемы. Земляки с Украины — Попович и Береговой — всегда охотно приходили на такие встречи, порой засиживаясь в компании до поздней ночи.

Вот и в этот раз собравшиеся, поднимая тост за новоиспеченного полковника ВВС (как раз накануне Владимиру Добровольскому было присвоено очередное воинское звание), стали вновь настойчиво убеждать опытного летчика-испытателя перейти к ним и пополнить ряды покорителей космоса. В то время отряд космонавтов начал расширяться, набирали будущих командиров и членов экипажей на корабли типа «Союз». Аргументы у присутствующих были железные — перед ними сидел один из опытнейших летчиков-испытателей страны, освоивший многие типы боевых самолетов, а также имевший за плечами сотни часов налета и осуществивший сложнейшие испытания новейших экспериментальных образцов авиационной техники. Проявив присущий ему такт и поблагодарив за высокую оценку профессиональных качеств, Владимир Валентинович ответил: «Спасибо, ребята, за высочайшее доверие. Это почетно и ответственно. Но я в душе летчик! Я хочу летать! Каждый день мои сердце и душа рвутся в небо. И я ничего не могу с собой поделать». Столь вежливый, но твердый отказ был воспринят космонавтами с пониманием и чувством гордости за позицию военного летчика суперкласса.

Мечта летать и путь в небо у маленького Володи Добровольского зародились в далеком селе Большая Мечетня (нынче Кривоозерского района Николаевской области), где он родился 1 июня 1930 года. Его родители — Валентин Яковлевич и Лидия Федотовна — работали учителями в местной школе, в которой сеяли вечное, доброе и разумное в сердца сельской детворы. С юных лет мальчик бредил небом, постоянно твердил, что обязательно станет лучшим пилотом. В то время его кумирами были знаменитый Валерий Чкалов и его товарищи, совершившие героические перелеты и установившие мировые рекорды авиации. Родителям Володя пообещал: несмотря ни на что он добьется своего.

Его упорству в достижении цели даже позавидовал седой майор из местного Первомайского военкомата. Юноша, закончив 9 классов средней школы № 4, неоднократно обращался к офицеру с просьбой отправить на учебу в военное училище. Непременно в летное. Но разнарядки на будущих летчиков не приходили и поэтому Владимиру предложили поступать в Одесское военное пехотное училище. Он наотрез отказался и в прямом смысле этого слова дневал и ночевал возле военкомата, ожидая вожделенного шанса поехать учиться летному делу. И судьба подарила ему этот шанс. Майор сообщил, что Добровольского могут направить для поступления в Балашовское летное училище. Паренек светился от счастья. Его мечта о небе начала осуществляться. На учебу он отбыл на товарняке. Как вспоминает его младший брат Валентин, Владимир спрыгнул с подножки товарного состава, проходящего через село Мигея Первомайского района, где на то время учительствовали родители, обнял их всех на прощание и, догнав уходящий поезд, крикнул: «Вы обязательно будете мною гордиться!».

С 12 ноября 1948 года он стал курсантом Балашовского ВВАУЛ. Годы учебы пролетели быстро. В 1950-м молодой лейтенант получил назначение сначала в Казахстан, а затем в полк дальней авиации под Полтавой. Именно отсюда и начался его славный путь к новым вершинам.

В середине 50-х Добровольский окончил Рязанскую и Конотопскую высшие авиационные школы боевого применения дальней авиации, после чего служил в 226-м Гвардейском БАП дальней авиации. За это время офицер освоил многие типы летательных аппаратов и в сентябре 1957 года был принят летчиком-испытателем во 2-е управление Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС.

Даже сухие факты из рапортов говорят о многом: Добровольский провел госиспытания Як-28И, Як-28Б с пороховыми ускорителями, Як-28У, Як-28Л на штопор, Як-28И на флаттер, Ту-95 на устойчивость и управляемость, ракет К-22, испытания по отработке заправки Ту-95РЦ и Ту-126, испытания различного ракетного вооружения на Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К.

По словам тогдашнего начальника ГК НИИ ВВС, нашего прославленного земляка, уроженца Кировоградской земли, генерал-полковника Ивана Гайдаенко (он, кстати, в марте 2018 года отметил 100-летний юбилей), возглавляемое им подразделение было главной альма-матер летчиков-испытателей страны. Высочайший профессионализм последних в сочетании с глубоким летным интеллектом и отменным здоровьем позволяли быстро и качественно осваивать новейшую боевую технику, которую сразу же запускали в серийное производство. Гайдаенко отмечал, что профессия летчика-испытателя является очень редкой. Можно сказать, штучной. Испытатель — это, по сути, второй человек после главного конструктора, связующее звено с коллективом, создающим новую авиационную технику.

Внештатные ситуации, отказ техники, нестандартные моменты при испытаниях, мощные перегрузки требовали постоянного усовершенствования работы летчиков-испытателей. Так родилась идея создать уникальный Центр подготовки летчиков-испытателей. Кстати, в мире таких структур в тот период существовало всего четыре — две в США, и по одной в Великой Британии и Франции. Благодаря настойчивости Гайдаенко и его заместителя Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-лейтенанта авиации Степана Микояна в сентябре 1972 года началось формирование вышеупомянутого цент-ра. Возглавил эту работу первый начальник центра — заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник Владимир Добровольский. Летчиков отбирали по всей стране. Владимир Валентинович лично проводил собеседования с кандидатами, совершал тренировочные полеты, изучал человеческие и деловые качества будущих выпускников центра. В первый набор попали 22 человека. Из них многие стали настоящими легендами. Речь идет о заслуженных летчиках-испытателях СССР, уроженцах Украины Владимире Голубе из Хмельницкой области, Валерии Музыке с Виннитчины, Николае Шкурко из Луганской области, Героях России, заслуженных летчиках-испытателях генерал-майоре Юрии Чиркове, полковнике Викторе Васенкове, полковнике Викторе Горбунове, космонавте-испытателе Анатолии Соковых и многих других. И это только первый выпуск!

При этом свой статус легенды они заслужили не просто так. Их работа была связана со смертельным риском и требовала максимального напряжения сил. Как вспоминает выпускник центра за-служенный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации Юрий Жучков, в сентябре 1978 года при испытании опытной пушки на МиГ-27 произошло ее разрушение с последующим пожаром в двигателе и отказом управления. Ему пришлось катапультироваться на предельно малой высоте. В июле 1982-го при выполнении заключительного этапа испытательных полетов опытного Су-17М4 произошел самопроизвольный отказ двигателя. Неоднократные попытки Жучкова запустить его в воздухе результатов не дали. В итоге он выполнил успешную посадку самолета без двигателя на пшеничное поле.

И таких примеров из опыта работы летчиков-испытателей можно привести немало. К огромному сожалению, были и потери боевых товарищей. Но такая она, нелегкая судьбы испытателя.

Примечательно, что в 1977 году центр успешно закончил первый космонавт нашей страны Герой Украины Леонид Каденюк, а несколькими годами позже еще один Герой Украины — Юрий Тишков. В целом за годы руководства центром Владимиром Добровольским было подготовлено более 200 опытных летчиков-испытателей.

А затем было возвращение в родную Украину.

В мае 1978 года Владимир Валентинович был направлен на работу летчиком-испытателем военной приемки Киевского авиазавода имени Антонова. Там он испытывал серийные Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, а также их модификации. В октябре 1985-го офицер ушел в запас и до 1993-го работал заместителем начальника ЛИС Киевского АПО по летной службе.

В своей книге «Подарок судьбы. Исповедь летчика-испытателя» киевлянин Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации Валерий Мигунов, в 90-е годы работавший с Добровольским на испытаниях различных типов Ан, с теплотой вспоминает своего старшего товарища: «В свои 60 с лишним лет Добровольский продолжает держать штурвал в руках и плодо-творно работает на Антоновских машинах Ан-32 и Ан-26, оставаясь очень порядочным человеком, аккуратным и принципиальным испытателем... Незаурядные качества Владимира Валентиновича, как человека и учителя, как летчика-испытателя и руководителя, позволяют ему по своей методике проводить ювелирную и емкую работу по подготовке новых кадров... В этой работе по оценке профессиональных и человеческих качеств он скидок никому и никогда не делал, и из отобранных им в испытатели за несколько десятилетий ни в одном пилоте и штурмане не ошибся...».

Не ошибся Добровольский и в Николае Мисюке — летчике первого класса, в которого наставник поверил и сделал профессионалом высокого класса. До перевода в Киев он работал летчиком-испытателем на авиазаводе в Улан-Удэ, где выпускались вертолеты Ми-8, Ка-25 и их модификации. Невзирая на то, что Николай Николаевич имел доступ к полетам на всех типах вертолетов, он мечтал летать на самолетах. В ноябре 1980 года офицер был переведен на должность летчика-испытателя в столицу Украины. В то время соответствующую летную группу Киевского авиазавода возглавлял Добровольский. «Владимир Валентинович встретил меня очень доброжелательно, помог моей семье с временным размещением, составил план теоретического и практического переучивания на самолет Ан-26, подключив к нему ведущих специалистов военной приемки. Примерно через полтора месяца после сдачи экзаменов Добровольский начал привлекать меня в экипаж стажером. При этом он сам был командиром самолета. До моего случая он уже имел опыт переучивания вертолетчиков в пилоты самолета. В частности, Владимир Валентинович подготовил моего товарища из Улан-Удэ Виталия Сербина, сделав его командиром экипажа самолета. Следует сказать, что соответствующее перепрофилирование «чистых» вертолетчиков, да еще в качестве испытателей, является случаем нетипичным. Более того, это требовало от инструктора методических навыков и, самое главное, большой ответственности за допуск к самостоятельной работе. Конечно, мне повезло, что моим наставником оказался Владимир Валентинович, за плечами которого был богатый опыт, очень серьезные испытания боевой авиационной техники, а также десятки подготовленных летчиков-испытателей в ахтубинском центре. В моей памяти Добровольский всегда остается летчиком-испытателем с Большой буквы, человеком, передавшим свой опыт пилотам последующих поколений», — вспоминает Н. Мисюк.

После ухода на пенсию Добровольский жил в Киеве. Прославленный пилот ушел из жизни 18 июня 2009 года. Он похоронен в селе Тарасовка Киевской области.

За свой ратный труд полковник был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине», многими медалями и правительственными наградами.

Этот человек прожил честную и достойную жизнь. Более того, он положил ее на алтарь служения родной земле, ее благополучия и процветания. Именно такие люди и могут считаться настоящими патриотами и гордостью своей Отчизны. В свете этого было бы очень правильным, если бы имена Добровольского и подобных ему героев не были забыты и остались в памяти потомков. Например, в названиях новых улиц, парков, скверов населенных пунктов, с которыми был связан их жизненный и трудовой путь. Хочется верить, что власти Киева смогут принять соответствующее решение. Ведь Владимир Валентинович не только верил в будущее украинского авиастроения, но и прилагал все возможные и невозможные усилия для развития его жемчужины — столичного авиазавода имени Антонова.

Игорь КОСТЕНКО, генерал-майор запаса.

Фото предоставлено автором.

http://www.golos.com.ua/rus/article/344503
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
оновити, якщо не видно коду
Введите код:
Лента новин
Николаевскую область вернули в "оранжевую" зону 11:26Ізраїль відкинув пропозицію Єгипту про перемир’я з ХАМАС 11:24В Україні набув чинності закон про заочне засудження 11:20В Умані вчителі та батьки протестують проти закриття шкіл 19:25Українців попереджають про сильні пориви вітру та заморозки 17:16Коронавірус: в Україні не залишилося "червоних" областей 17:12Росія відпустила українського політв'язня після 7 років колонії 17:05Окупанти за добу 16 разів порушили «тишу»: двоє українських бійців загинули, один поранений 10:09В Україні за добу виявили 8404 нових випадки COVID-19 10:05Український «паспорт вакцинації» можуть запустити до 1 липня - МОЗ 16:27Протести у Колумбії: загинули 24 особи 16:22Визначилися фіналісти Ліги чемпіонів 10:00Минулої доби бойовики 19 разів порушили режим тиші, двох військових поранено – штаб ООС 08:52В Україні за добу підтвердили 6038 нових випадків COVID-19, померли 374 людей 08:48МОЗ знищило дані публічних осіб, які записались на вакцинацію поза чергою 21:39
Партнери
Приватний кабінет
только у нас скачать купить шаблоны dle по низким ценам